Многим крупным европейским городам было предначертано стать центрами органной культуры. Именно там, вблизи новейших достижений органостроения, создавалась та профессиональная среда, в которой бурно развивалось и исполнительское, и композиторское мастерство. Музыка из сегодняшней программы создавалась в таких городах: это Париж и Амстердам, букстехудовский Любек, генделевский Лондон, баховский Лейпциг.
Ян Питерсзон Свелинк – крупнейший мастер своей эпохи, без преувеличения определивший органное будущее Европы: у него учились десятки органистов из разных стран, и ни для одного из них это обучение не прошло даром. Из его органного наследия, включающего в себя литургические жанры, сложные полифонические формы и токкаты, наибольшую популярность получили вариационные циклы на темы светских песен. Mein junges Leben hat ein End – одна из самых часто исполняемых – по формальным чертам и тематике содержания напоминает лютеранский хорал, в то же время отнюдь не являясь таковым. Другой излюбленный жанр Свелинка – фантазия в манере эхо, позволяющая органисту произвести подлинно гипнотическое впечатление на слушателя, беспрестанно чередуя органные мануалы.
Сюита первого тона Клерамбо – одно из сочинений, «открывающих дверь» в свою эпоху непосвящённому слушателю, для многих ставшее первой встречей с французским органным барокко. Популярность этого произведения на фоне многих сотен аналогичных форм и жанров заставляет задуматься о том, что именно Клерамбо в концентрированном виде удалось выразить дух своего стиля – через особенно яркую и при этом особенно простую мелодику, столь же похожую, сколь и отличную от творений его современников. «Готическая сюита» Леона Боэльмана, созданная совсем в другое время, парадоксальным образом повторяет роль аналогичного «портала» – по тем же причинам.
Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)