Концертом музыки современного композитора Валерия Арзуманова Галерея Нико открывает свой Девятый концертный сезон.
Исполнители:
Дарья Ушакова – скрипка
Арсения Сибилёва - скрипка
Илья Гофман – альт
Николай Шугаев - виолончель
Иван Кощеев - фортепиано
Программа концерта:
Валерий Арзуманов (род. 1944)
Соната №1 для виолончели и фортепиано, opus 210 (1999)
Три танца для скрипки и фортепиано, opus 184
Антони Жирар (род.1959)
Соната для скрипки и фортепиано "Выше света" , российская премьера
Валерий Арзуманов (род.1944)
Фортепианный квинтет "Памяти Отечества" opus 157
"Вечная молодость" opus 203, n°3
Композитор Валерий Грантович Арзуманов родился в 1944 году (3 августа) в Кочмесе (Республика Коми), куда его родители были депортированы в 1936 году как "враги народа".
Произведения Арзуманова во многом автобиографичны. Эмиграция разделила его жизненный путь на «до» и «после». Но в творчестве всё, что написано им «после» - это своего рода осмысление того, что он пережил и впитал на Родине. Все сочинения Арзуманова, объявленные в программе концерта, были написаны в эмиграции, и все они прямо или косвенно посвящены эпохe, ушедшей навсегда.
Взращенный в русле академической традиции (ленинградская десятилетка, консерватория, аспирантура ), тридцатилетний советский композитор Арзуманов - автор шести десятков опусов, среди которых 2 симфонии, 3 струнных квартета и опера, в 1974 г. покидает СССР, где после женитьбы на француженке он лишается не только членства в союзе композиторов, но даже работы.
В отличие от многих его современников, эмиграция стала для Арзуманова не «заветным Эльдорадо», а скорее, горьким опытом выживания русского художника в чужой культуре. Париж для него, выходца из семьи ссыльных из Кочмеса, так и не стал родным. Его «спасательным кругом » становится семья, накопленный в России музыкальный и идейный багаж, а его тихой гаванью – небольшой нормандский город с лаконичным названием Ё (EU).
Многочисленные культурно-музыкальные влияния его юности: русский, армянский и еврейский фольклор, православные песнопения, советская и бардовская песня, индийская рага, а позже – ритмика Оливье Мессиана, (в классе которого в парижской консерватории Валерий провел 4 года), соединяются в многослойном арзумановском стиле, самобытном и легко узнаваемом. Там не менее сам Арзуманов считает себя русским композитором, объясняя это тем, что «чувство родины ощущаешь особенно остро «выпав из колеи». Тогда ты как бы воссоздаешь в сознании свою собственную культуру, свои гены; если ты от них отказываешься – тебе не выжить...» *
Кроме музыки Валерия Арзуманова в концерте прозвучит Соната для скрипки и фортепиано «Behind the Light» (2005) современного французского композитора Антони Жирара (р.1959). Это сочинение - великолепное зеркало тонкого поэтического мировоззрения композитора, продолжателя традиций Форе, Равеля, Дебюсси. Его стилистическое пространство наполнено светом, благостью и внутренним равновесием, грёзами и пасторальностью.
Трудно представить себе больший антипод музыке Арзуманова, и несмотря на это, а может, благодаря этим различиям, Валерия и Антони вот уже сорок лет связывает крепкая творческая дружба и глубокое взаимное уважение.